8(910)603-45-23
г. Калуга, ул. Театральная, 19 (2 этаж)
О признании факта нарушения Администрацией при проведении конкурса на пассажирские перевозки.

РЕШЕНИЕ

«15» ноября 2013 года                                                                                                                                                                                                                                                  г. Калуга

Резолютивная часть решения оглашена «01» ноября 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено «15» ноября 2013 года

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – и.о. заместителя руководителя Калужского УФАС России Каретина Д.В., членов Комиссии – заместителя начальника отдела контроля органов власти и государственного заказа Калужского УФАС России Прысевой Ю.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля торговли и недобросовестной конкуренции Калужского УФАС России Чурикова М.А.,

в присутствии до объявления перерыва  ИП Карасева В.А. (паспорт), ИП Ланцова С.Н. (паспорт), ИП Ланцова Н.М. (паспорт) и их представителя Капитонова С.Э., представителя Администрации городского поселения «Город Козельск» Зубова И.В. (доверенность, паспорт) и в отсутствии указанных лиц после объявленного в рассмотрении дела перерыва,

рассмотрев дело № 02-15к/2013 по признакам нарушения Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения «Город Козельск» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении с ИП Сергеевым Н.М. дополнительного соглашения № 1 от 28.02.2013 к договору от 04.02.2013 на транспортное обслуживание населения, существенно изменившего условия договора, заключенного по результатам проведения открытого конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения по городским автобусным маршрутам транспортом общего пользования на территории городского поселения «Город Козельск»,

УСТАНОВИЛА:

11.02.2013 в адрес Калужского УФАС России поступило коллективное заявление ИП Ланцова Н.М., ИП Ланцова С.Н., ИП Карасева В.А., осуществляющих пассажирские перевозки в городе Козельске, Калужской области.

По результатам анализа документов, истребованных в ходе рассмотрения вышеуказанного заявления, на основании приказа Калужского УФАС России от 08.05.2013 № 119 возбуждено дело № 02-15к/2013 по признакам нарушения Администрацией городского поселения «Город Козельск» (далее также Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

Постановлением Главы администрации городского поселения «Город Козельск» (далее также Администрация) от 13.12.2012 № 445 утверждена конкурсная документация по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения по городским автобусным маршрутам транспортом общего пользования на территории городского поселения «Город Козельск» (далее конкурсная документация).

Пунктом 5 конкурсной документации установлено, что конкурс проводится по 2 лотам, а именно:

№ лота

№ маршрута

Наименования маршрута

Протяжённость маршрута (км)

Количество транспорта, необходимого для ежедневного обслуживания маршрута

Категория транспортного средства

1

1

Больница - АЗС

5,73

3 единицы

М2, М3

2

Больница - ул. Гагарина (ч-з Универсам)

6,50

5 единицы

М2, М3

3

Больница – Совхоз «Красный комбинат»

4,70

2 единицы

М2, М3

4

Универсам – Н. Казачье

4,23

1 единицы

М2, М3

2

5

Автовокзал – Н. Казачье

6,15

2 единицы

М2, М3

6

Автовокзал – Оптина Пустынь

6,60

1 единицы

М2, М3

7

ул. Гагарина – Универсам – АЗС

4,23

2 единицы

М2, М3

8

Больница – Мех.завод

5,98

1 единицы

М2, М3

            Пунктом 7 конкурсной документации установлен перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 2 от 23.01.2013 до момента окончания подачи заявок на участие в Конкурсе поступила одна заявка от ИП Сергеева Н.М. (ИНН:) на лот № 1, которая, согласно решению комиссии, признана соответствующей требованиями конкурсной документации и допущена до участия в конкурсе с последующим признанием ИП Сергеева Н.М. победителем конкурса по лоту №1.

 04.02.2013 между Администрацией и ИП Сергеевым Н.М. заключен договор на транспортное обслуживание населения.

            Согласно условиям данного договора, ИП Сергеев Н.М. должен осуществлять транспортное обслуживание населения на следующих условиях:

№ маршрута

Наименования маршрута

Количество транспорта, необходимого для ежедневного обслуживания маршрута

Количество рейсов

1

Больница - АЗС

3 единицы

152

2

Больница - ул. Гагарина (ч-з Универсам)

5 единицы

254

3

Больница – Совхоз «Красный комбинат»

2 единицы

124

4

Универсам – Н. Казачье

1 единицы

88

Итого

11

618

2.                      В ходе рассмотрения дела, представитель Администрации по доверенности Зубов И.В. сообщил, что  реестр маршрутов был  сформирован исходя из интересов жителей. Указанное также подтверждено письмом Администрации от 20.05.2013 (исх. № 468), в котором сообщено, что реестр маршрутов был сформирован лишь в ноябре 2012 года.

Кроме того, письмом Администрации от 20.05.2013 (исх. № 468) сообщено, что ни динамика изменения движения транспортных средств, ни расписания движения транспортных средств в период с 01.01.2012 не могут быть представлены Комиссии Калужского УФАС России, так как в Администрации отсутствуют документы об утверждении расписания движения транспортных средств, а соответствующие маршруты открыты только с 16.11.2012, в подтверждение чего в материалы дела было представлено постановление Администрации от 02.11.2012 № 404.

Исходя из пояснений Администрации и представителя Администрации Зубова И.В. требования конкурсной документации, в том числе в части требований к количеству транспортных средств и количеству осуществляемых рейсов устанавливались на основании анализа обращений граждан и депутатов, каких-либо доказательств указанному в материалы дела не представлено.

Кроме того, письмом Администрации от 15.07.2013 (исх. № 695) сообщено, что заявления (обращения, иное) граждан, на основании которых Администрацией осуществлялась подготовка конкурсной документации, отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие как поступление устных обращений, так и их обработку (анализ), согласно пояснениям Администрации, также отсутствуют. Обследование пассажиропотока Администрацией также не проводилось.

Таким образом, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что в Администрации городского поселения «Город Козельск» отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие обоснованность установленных в конкурсной документации требований к количеству транспортных средств и к количеству рейсов.

Пунктом 1.6 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории городского поселения «Город Козельск» (утв. постановлением Администрации городского поселения «Город Козельск» от 17.10.2012 № 375; далее – Положение № 375) установлено, что Администрация определяет потребность населения в пассажирских перевозках на территории городского поселения на основании анализа интенсивности пассажиропотока и состояния рынка транспортных услуг.

Вместе с тем, Администрацией анализ интенсивности пассажиропотока до проведения конкурса не проводился, что в полном объеме подтверждено материалами дела.

3. Изучив материалы дела Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что пояснения Администрации в части отсутствия документов об утверждении реестра маршрутов, расписания движения транспортных средств до проведения Конкурса не соответствуют фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела и противоречат имеющимся в материалах дела документам.

Постановлением Администрации от 02.11.2010 № 402 был утвержден реестр автобусных маршрутов и расписание движения автобусных маршрутов.

Постановлением Администрации от 19.07.2011 № 213 Администрацией изменены,  в том числе в маршрут № 2 «Больница – Автовокзал». Так паспорт автобусного маршрута № 2 (утвержденный 19.07.2011) полностью соответствует паспорту маршрута № 1, составленного Администрацией 22.10.2012.

Комиссия Калужского УФАС России также обращает внимание на то, что 19.07.2011 было утверждено и расписание движения автобуса по маршруту «Больница – Автовокзал», из которого следует, что общее число рейсов составляет 28 (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации от 31.08.2011 № 276).

Постановлением Администрации от 28.07.2008 № 418 было утверждено и согласованно движение автобусов ИП Ланцова Н.И. по маршруту № 4 «с. Н. Казачье – Аптека – Универсам», который также соответствует маршруту № 4 «Универсам – Н. Казачье», составленного 22.10.2012.

Кроме того, ИП Ланцов Н.М., ИП Ланцов С.Н., ИП Карасев В.А. представили в материалы дела паспорта автобусных маршрутов, утвержденных Администрацией и  действующих до 16.11.2013, а также иные документы, связанные с организацией пассажирских перевозок на территории городского поселения «Город Козельск», которые в совокупности свидетельствует о том, что при утверждении реестров маршрутов, Администрация имела возможность руководствоваться ранее утвержденными реестрами маршрутов, а также знала о количестве осуществляемых рейсов на маршрутах и лицах (хозяйствующих субъектах), осуществляющих перевозки по указанным маршрутам.

4. 28.02.2013 между Администрацией и ИП Сергеевым Н.М. заключено дополнительное соглашение № 1, которым изменено количество маршрутов, количество транспортных средств на маршруте, а также количество осуществляемых рейсов, а именно:

№ маршрута

Наименования маршрута

Количество транспорта, необходимого для ежедневного обслуживания маршрута

Количество рейсов

1

Больница - АЗС

2 единицы

54

2

Больница - ул. Гагарина (ч-з Универсам)

2 единицы

54

2 а

Больница - Универсам

3 единицы

-

(с 7.10 до 19.00 интервал движения 10-20 минут), т.е. не более 71 одного рейса

3

Больница – Совхоз «Красный комбинат»

1 единицы

36

4

Универсам – Н. Казачье

1 единицы

34

Итого

9

249

Таким образом, заключение дополнительного соглашения привело к значительному уменьшению количества используемых при осуществлении перевозок транспортных средств (количество уменьшилось с  11 транспортных средств до 6 транспортных средств (уменьшение на 45 % по отношению к требованиям конкурсной документации) по маршрутам, включенным в конкурсную документацию, и уменьшению числа  осуществляемых ИП Сергеевым Н.М. рейсов на маршрутах № 1, 2, 3, 4 (количество рейсов  с 618 уменьшилось до 249 рейсов (уменьшение на 56,5 % по отношению к требованиям конкурсной документации).

Также в результате заключения соглашения в договор был включен маршрут № 2а «Больница – Универсам», который не был включен в конкурсную документацию.

5. В обоснование заключения дополнительного соглашения, Администрацией представлены акты обследования пассажиропотока, из которых следует, что требования к количеству транспортных средств и к количеству рейсов, установленные в конкурсной документации, были искусственно завышены.

Вышеуказанные действия Администрации по формированию конкурсной документации, выразившиеся в не мотивированном объединении в один лот несколько маршрутов, немотивированном установлении требований к количеству транспортных средств, немотивированном установлении требований к количеству осуществляемых рейсов на каждом из маршрутов лишило ряд хозяйствующих субъектов возможности принять участие в проводимом конкурсе, в том числе участие в конкурсе не смогли принять ИП Ланцов Н.М., ИП Ланцов С.Н., ИП Карасев В.А., которые были заинтересованы в получении права осуществлять перевозки пассажиров по определенным маршрутам, но были лишены такой возможности, в виду установления Администрацией необоснованных и невыполнимых (с учетом количества требуемых транспортных средств   и необходимого количества рейсов по маршрутам) требований в конкурсной документации.

Факт ограничения конкуренции, подтверждается, в том числе,  коллективным заявлением ИП Ланцова Н.М., ИП Ланцова С.Н., ИП Карасева В.А., которые сообщили, что не принимали участия в проводимом Администрацией конкурсе, так как, считали условиями конкурса невыполнимыми и необоснованными (объяснения от 22.03.2013).

Все вышеуказанные действия Администрации привели к невозможности осуществления перевозок указанными хозяйствующими субъектами (ИП Ланцов Н.М., ИП Ланцов С.Н., ИП Карасев В.А.), т.е. действия Администрации привели к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что является одним из признаков ограничения конкуренции.

Географическими границами указанного товарного рынка (рынка перевозок пассажиров) являются географические границы муниципального образования городское поселение «Город Козельск».

6. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Изменение условий договора, которые являлись критериями для отбора участников конкурса, а также включение дополнительных рейсов, которые не были предметом конкурса является изменением существенных условий договора.

  ИП Сергеев Н.М., став победителем конкурса, приобрел право на заключение договора на транспортное обслуживание населения на определенных условиях.

  В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается совершать действия, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции.

 Проведение конкурса на определенных условиях с последующим заключением дополнительного соглашения, существенно изменяющего условия договора, заключенного по результатам такого конкурса фактически изменяет условия конкурса, его правовую природу.

  Уменьшение количества осуществляемых рейсов и изменение необходимого количества транспортных средств, требуемых для исполнения условий договора, предоставляет ИП Сергееву Н.М. необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и приводит к ограничению конкуренции, так как иные хозяйствующие субъекты были лишены возможны участвовать в торгах на право заключения договора на транспортное обслуживание населения с уменьшенным количеством необходимых транспортных средств и количеством рейсов на каждом из маршрутов.

7. Как  установлено, на основании дополнительного соглашения № 1, в предмет договора от 28.02.2013, заключенного с   ИП Сергеевым Н.М., был включен маршрут «Больница – Универсам». Администрация в письме от 20.05.2013 (исх. № 468) сообщила, что данный маршрут был открыт 27.02.2013 в связи с проведением обследования пассажиропотока.

Кроме того, 22.05.2013 между Администрацией и МУП «Бытсервис» заключен договор № 2, предметом которого является предоставление права на осуществление перевозок пассажиров по муниципальному городскому автобусному маршруту № 8.

Представителем Администрации даны пояснения, что при заключении дополнительного соглашения Администрация руководствовалась требованиями подпунктом «в», «г» и «д» пункта 3.3 Положения № 375, которыми установлено, что договор на транспортное обслуживание населения заключается без проведения торгов в случае:

- признания конкурса несостоявшимся;

- открытия нового маршрута по инициативе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 Положения № 375 (подпункт «г» пункта 3.3);

- в случае открытия нового маршрута по органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 2.6 Положения № 375(подпункт «6» пункта 3.3).

Вместе с тем, пункт 3.6 Положения № 375 обязывает Администрацию в течении двух месяцев с даты заключения договора на транспортное обслуживание населения, в том числе в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «д» пункта 3.3 Положения № 375,  провести соответствующий конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения.

Документов,  подтверждающих проведение открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения по маршрутам № 2а «Больница – Универсам» и № 8 «Больница – Мех.завод» не представлено.

Не проведение конкурса, в случаях когда проведение такого конкурса является обязательным, безусловно приводит (может привести) к ограничению конкуренции и нарушает положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В ходе рассмотрения дела документов, подтверждающих устранение допущенных нарушений в адрес Комиссии Калужского УФАС России не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения Администрацией городского поселения «Город Козельск» части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения по городским автобусным маршрутам транспортом общего пользования на территории городского поселения «Город Козельск», выразившегося  в утверждении конкурсной документации с искусственно завышенными требованиями к количеству транспортных средств и к количеству осуществляемых рейсов на маршрутах, что привело к ограничению конкуренции.

  2. Признать факт нарушения Администрацией городского поселения «Город Козельск» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в:

  - заключении дополнительного соглашения № 1 от 28.02.2013 с ИП Сергеевым Н.М., которым изменены существенные условия договора, заключенного по результатам проведения конкурса, в части уменьшения количества транспортных средств и количества осуществляемых рейсов на маршрутах;

  - не проведения конкурса на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения по городским автобусным маршрутам транспортом общего пользования на территории городского поселения «Город Козельск» по маршрутам № 2а «Больница – Универсам» и № 8 «Больница – Мех.завод».

3. Выдать Администрации городского поселения «Город Козельск» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем:

- недопущения продления срока действия договора на транспортное обслуживание населения  от 04.02.2013,  заключенного между Администрацией городского поселения «Город Козельск» и ИП Сергеевым Н.М.   

- совершения действий, направленных на проведение конкурса на право заключения договоров на транспортное обслуживание населения по городским автобусным маршрутам, в том числе в отношении маршрутов, являющихся предметом договора от 28.02.2013,  заключенного с ИП Сергеевым Н.М. (срок действия договоров в отношении маршрутов являющихся предметом договора от 28.02.2013 заключенного  с ИП Сергеевым Н.М. в целях недопущения нарушения прав ИП Сергеева Н.М. установить с 06.02.2014).

 

 

 Председатель Комиссии

 

 Члены Комиссии:

 

 

 

 _____________

 

_____________

 

 _____________

 

Д.В. Каретин

 

Ю.А. Прысева

 

М.А. Чуриков

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

тел.:+7 (4842) 59-91-53
моб.:+7 910-910-97-58
факс:+7 (4842) 56-51-48
email:triglav99@yandex.ru